турă - Этимологи словарĕ (1996)

Шыракан сăмаха çырăр

Шырав вырăнĕ:

Федотов. М.Р. Этимологический словарь чувашского языка. В 2-х тт. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 1996. 981 с. ISBN 5-87677-001-9
Этимологический словарь чувашского языка предназначен для специалистов-тюркологов, студентов, учителей, историков и этнографов, а также широкого круга читателей, интересующихся родословной чувашского языка.
Электронлӑ версине тума хутшӑннӑ: Хавас-аппа, Николай Плотников

Этимологи словарĕ (1996)

турă

варианции: _ТОРА, ТОР_
бог, божество. Согласно старым языческим верованиям, все предметы и явления в окружающем нас мире имеют своего определенного бога (божка). В чувашском языке сохраняется огромное число разных разрядов божеств, зафиксированных во всех 17 томах Словаря Н.И.Ашмарина.
Тюркские соответствия: каз. тäңгрĕ Бог; тäңгрĕ бабай Бог-дед (в старой языческой форме); тäңгрĕ йарлыкасын бĕзнĕ/ да помилует нас Бог!; др.-тюрк., уйг., чаг., вт., ком., бар. тäңри небо; Бог; др.-тюрк. тÿрк тäңриси бог тюрков; кирг., к.-кирг. тääңри = тäңри; тар. тäңрии = тäңри; уйг., ком. тäңрилик набожный (уйг.); божество, божественное дело; тур. таңры бог, божество, таңрылык свойство, аттрибут Бога, божественность; свойственный Богу; святой, божественный (Радл. Сл. III, 810, 1047-1048).
Монгольские формы: п.-монг. tengri небо; божество; монг. тэнгэр небо, небеса; гром; погода; бур. тэнгэри небо, небеса. Тунгусские формы: эвенк., эвен. таңараа (< як. таңара небо; бог; добрый дух; главное божество (живущее на седьмом небе); дух-покровитель якутских родов; идол, фетиш; изображение духа-покровителя (в виде животных на шаманском кафтане); икона (образ) бог; икона; сол. тэңэр (< монг.) небо.
Этимон чув. турă/торă бог и его тюрко-монгольских соответствий teɳri/taɳri небо <tt>→</tt> бог. Б.И.Татаринцев склонен привести в связи с др.-тюрк. teɳäk воздух, небо, которое связано-де с глаголом teɳ- подниматься, взлететь (СТ., 1984. № 4. С. 79). И.Н.Шервашидзе считает, что "тюрк. *teɳri может восходить к и.-е. теониму" (Шервашидзе. Фрагмент, 83).
Велик разброс мнений о происхождении данного слова. По поводу этого слова Е.А. Малов писал, "что название Бога у чуваш, кажется, указывает на халдейское слово Тор бык, вол (Дан. 4, 22; Иезек. 6, 9). При этом следует иметь в виду то, что сами евреи поклоняются тельцу, что чуваши особенно приносят в жертву часто быка" (Мал. Евф., 25-26).
Ц.Д.Номинханов к числу тибетских слов, встречающихся в калмыцком языке, относит теңгер небо, небо видимое; дух; гений (добрый и злой, земной и небесный (Ученые записки. Вып. 5. Серия филологии. Элиста, 1967. С. 158).
Х.Эрен замечает, что, согласно разъяснению Л.Ландсбергиса, никакой связи не может предполагаться между шумер. dingir и тюрк. teɳgri (> taɳri) бог (Eren. Remarks, 54).
См. Егоров ЭСЧЯ, 259; Räsänen EWb., 474а; Федотов МИЭСЧЯ, 135-136.
Хыпарсем

2022, раштав, 08
Сайт дизайнне кӑшт ҫӗнетнӗ, саспаллисен страницинче хушма пайлану кӗртнӗ //Александр Тимофеев пулӑшнипе.

2015, утă, 30
Шыранӑ чухне ӑнсӑртран латин кирилл саспаллисем вырӑнне латин саспаллисене ҫырсан, сайт эсир ҫырнине юсама тӑрӑшӗ.

2015, утă, 30
Шырав сӑмахӗсене сӗннӗ чухне малашне вӑл е ку сӑмаха унччен миҫе шыранине тӗпе хурса кӑтартӗ.

2015, утă, 29
Сăмах шыранӑ чухне малашне сайт сире сăмахсарсенче тĕл пулакан вариантсене сĕнĕ.

2014, пуш, 25
Мобиллă хатĕрсемпе усă куракансем валли сайта лайăхлатрăмăр //Мирон Толи пулăшнипе.

2011, утă, 20
Вырăсла-чăвашла сăмахсарпа пуянланчĕ.

2011, утă, 19
Сăмахсарсен çĕнелнĕ сайчĕ ĕçлеме пуçларĕ.

2011, утă, 16
Сайтăн çĕнĕ версийĕ хатĕрленме пуçларĕ.

Пӳлĕм
Сайт пирки

Ку сайтра чăваш сăмахсарĕсене пухнă. Эсир кунта тĕрлĕ сăмахсен куçарăвне, тата ытти тĕрлĕ уйрăмлăхĕсене тупма пултаратăр.

Счетчики
Пулăшу

Эсир куçаракан укçа хостингшăн тӳлеме, çĕнĕ сăмахсарсем кĕртме, Ашмарин хатĕрленĕ сăмах пуххине сканерлама кайĕ.

RUS: Переведенные вами средства пойдут на оплату хостинга, добавление новых словарей, сканирование словаря Ашмарина.

Куçармалли счётсем:

Yoomoney: 41001106956150