варианции: _ТОРА, ТОР_
бог, божество. Согласно старым языческим верованиям, все предметы и явления в окружающем нас мире имеют своего определенного бога (божка). В чувашском языке сохраняется огромное число разных разрядов божеств, зафиксированных во всех 17 томах Словаря Н.И.Ашмарина.
Тюркские соответствия: каз. тäңгрĕ Бог; тäңгрĕ бабай Бог-дед (в старой языческой форме); тäңгрĕ йарлыкасын бĕзнĕ/ да помилует нас Бог!; др.-тюрк., уйг., чаг., вт., ком., бар. тäңри небо; Бог; др.-тюрк. тÿрк тäңриси бог тюрков; кирг., к.-кирг. тääңри = тäңри; тар. тäңрии = тäңри; уйг., ком. тäңрилик набожный (уйг.); божество, божественное дело; тур. таңры бог, божество, таңрылык свойство, аттрибут Бога, божественность; свойственный Богу; святой, божественный (Радл. Сл. III, 810, 1047-1048).
Монгольские формы: п.-монг. tengri небо; божество; монг. тэнгэр небо, небеса; гром; погода; бур. тэнгэри небо, небеса. Тунгусские формы: эвенк., эвен. таңараа (< як. таңара небо; бог; добрый дух; главное божество (живущее на седьмом небе); дух-покровитель якутских родов; идол, фетиш; изображение духа-покровителя (в виде животных на шаманском кафтане); икона (образ) бог; икона; сол. тэңэр (< монг.) небо.
Этимон чув. турă/торă бог и его тюрко-монгольских соответствий teɳri/taɳri небо <tt>→</tt> бог. Б.И.Татаринцев склонен привести в связи с др.-тюрк. teɳäk воздух, небо, которое связано-де с глаголом teɳ- подниматься, взлететь (СТ., 1984. № 4. С. 79). И.Н.Шервашидзе считает, что "тюрк. *teɳri может восходить к и.-е. теониму" (Шервашидзе. Фрагмент, 83).
Велик разброс мнений о происхождении данного слова. По поводу этого слова Е.А. Малов писал, "что название Бога у чуваш, кажется, указывает на халдейское слово Тор бык, вол (Дан. 4, 22; Иезек. 6, 9). При этом следует иметь в виду то, что сами евреи поклоняются тельцу, что чуваши особенно приносят в жертву часто быка" (Мал. Евф., 25-26).
Ц.Д.Номинханов к числу тибетских слов, встречающихся в калмыцком языке, относит теңгер небо, небо видимое; дух; гений (добрый и злой, земной и небесный (Ученые записки. Вып. 5. Серия филологии. Элиста, 1967. С. 158).
Х.Эрен замечает, что, согласно разъяснению Л.Ландсбергиса, никакой связи не может предполагаться между шумер. dingir и тюрк. teɳgri (> taɳri) бог (Eren. Remarks, 54).
См. Егоров ЭСЧЯ, 259; Räsänen EWb., 474а; Федотов МИЭСЧЯ, 135-136.
Çавăн пекех пăхăр:
тур-тур-тур Тур-улăх тур-ум тур-хаяр « турă » турă çăкри турă çулĕ Турă çырăвĕ турă çырни турă алăк уçаканĕ